Многие наверняка помнят, как один из героев кинофильма "Москва слезам не верит” на вопрос, когда он сдаст на металлолом свой старенький "Москвич”, с гордостью ответил: "На нем еще внуки мои будут ездить”. Любовь к машинам у будущего кандидата физико-технических наук тоже началась с "Москвича” 1947 года выпуска, когда в трехлетнем возрасте он "помогал” отцу его реставрировать. И хотя эта "помощь” выражалась скорее в моральной поддержке, тем не менее во многом определила жизнь Гутника-младшего.
ЗА СВОЮ жизнь симферополец Валерий Гутник вернул к жизни около 150 "дедушкиных” автомобилей. В его личной коллекции их около тридцати. Причем Валерий Владимирович сочетает в одном лице и коллекционера антикварных автомобилей, и мастера по их восстановлению.
— Автомобили, восстановленные для себя, — рассказывает мастер, — я практически не продаю. Это ведь как твой ребенок. Другое дело, когда кто-то просит отреставрировать машину на заказ.
Самая редкая машина в коллекции Гутника — Opel P-4, армейская санитарная машина 1933 года выпуска. Кстати, второй такой нет даже в музее "Опеля” в Руссельхайме. Обращает на себя внимание и кабриолет "Сеат-Эльба”, собранный когда-то на Канарских островах в небольшом тюнинговом ателье.
Пятнадцать лет назад об увлечении Гутника узнали киношники, что позволило Валерию Владимировичу зарабатывать средства на восстановление редких автомобилей. Автомобили из его коллекции "засветились” во многих отечественных фильмах и сериалах. Среди них "Брежнев”, "Диверсант”, "Сармат”, "Золотой теленок”, "9-я рота”, "Дневник его жены”, "Человек-амфибия-2”.
Киношный подлог
ГЛАВНЫЙ шедевр коллекции Гутника, безусловно, — Mercedes-Benz-230 1938 года выпуска. Тот самый, в котором полковник Исаев, он же Штирлиц, из легендарного фильма "Семнадцать мгновений весны” спал на стоянке у моста. С этим автомобилем связана целая история. Дело в том, что пунктуальные немцы строго соблюдали табель о рангах. Штандартен фюрер СС обязан был иметь автомобиль марки Horh, что отразил в своем романе и Юлиан Семенов. Но единственным в Советском Союзе Horh-853 обладал знаменитый коллекционер Алексей Ломаков, с которым режиссеру фильма Татьяне Лиозновой не удалось договориться о его аренде.
В результате, как это часто бывает в кинематографе, исторической достоверностью решили пренебречь и остановили свой выбор на менее престижной, зато и менее редкой модели Mercedes-Benz-230. Дело шло к зиме. Автомобиль этой марки приобрели у частного коллекционера и припарковали во дворе студии, не слив воду из радиатора. Ударили морозы, и двигатель "мерса” вышел из строя. Пришлось использовать его лишь в павильонных и статичных съемках. А поскольку фильм снимали в разных местах, включая Прибалтику и ГДР, то было закуплено еще четыре автомобиля-дублера Mercedes-Benz-230.
После съемок основной "мерс” отправили на Одесскую киностудию, где автомобиль Штирлица до середины 90-х годов оставался бесхозным. А потом его приобрел и отреставрировал Валерий Владимирович.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ раритетных автомобилей, по мнению Гутника, который, кстати, уже 17 лет возглавляет крымский клуб автомобильной старины "Астра”, имеет не только практическое, но и культурно-историческое значение. Беда в том, что задача нынешней украинской власти — вытравить из сознания наших граждан все советское. Начать историю "нации”, как бы бессмысленно это ни казалось, "с чистого лица”. Поэтому владельцам антикварных автомобилей в Украине, как хранителям артефактов "тоталитарного режима”, приходится ой как несладко.
"Если, например, в России человек содержит старинный автомобиль, — говорит Валерий Владимирович, — то имеет определенные льготы: полностью освобождается от дорожного сбора и получает единовременное пособие. У нас же содержание антикварного автомобиля из-за гигантского дорожного сбора обходится примерно в пять раз дороже современного”.
Есть еще одна серьезная проблема. У многих ретроавтомобилей в результате реставрации утерян номер кузова, а это значит, что в Украине они фактически находятся вне закона. Официально ни переоформить, ни продать такую машину практически невозможно. В результате содержание старинных автомашин для их владельцев становится настоящей головной болью, от которой многие из них пытаются избавиться. Так, недавно был отправлен на свалку знаменитый красный кабриолет Вицина, Никулина и Моргунова из самого знаменитого "крымского” фильма "Кавказская пленница”. Поскольку у внука хозяина автомобиля просто не оказалось денег на его содержание...
Крым.
Автор: Дмитрий ВОЛОКИТИН.
20.06.2009 , № 108 от 20 июня 2009 г.
Источник: "Рабочая газета"